МНОГОСЛОЙНЫЙ ЧАСТНЫЙ ДОМ

Под Потсдамом, в 100 километрах от Берлина, бюро nps tchoban voss построило частную виллу. В этом проекте архитекторы обратились к сквозной в их творчестве теме материальной многослойности.

Под строительство дома заказчик приобрел участок в одном из загородных поселков, которых так много разбросано между Берлином и Потсдамом. На местечко под названием Вильгельмсхорст выбор пал в том числе и из-за его близости к лесу: все блага цивилизации и комфорта здесь находятся в завидной гармонии с природой. От опушки с бурной растительностью участок отделен лишь условной оградой, и во многом именно это соседство предопределило как расположение и ориентацию дома, так и его архитектурно-планировочное решение. В частности, он максимально отодвинут от дороги вглубь участка и раскрыт на лес.

 «Заказчик изначально ставил перед нами задачу спроектировать дом не слишком сложный в исполнении, но ясный и запоминающийся по форме, – вспоминает архитектор Сергей Чобан. – И мы предложили вариант, в котором определяющими стали именно скульптурная геометричность формы». Традиционное для почти любого частного дома распределение общественной и приватной зон между разными этажами натолкнуло авторов проекта на идею четко артикулировать два уровня в структуре одного объема. За основу плана взят практичный прямоугольник, и каждый этаж трактован как самостоятельный параллелепипед. Эта обособленность подчеркнута, в первую очередь, с помощью активного «тектонического сдвига»: верхний этаж смещен относительно нижнего не просто в сторону, но и назад, как будто архитекторы пытались максимально выдвинуть приватный блок спален в лес. Благодаря такому решению у дома возникает внушительная 6,5-метровая консоль, а на кровле первого уровня высвобождается обширнейшая терраса (площадью около 90 кв.м).

Абсолютно разными блоки получились и по материалам. Нижний уровень облицован шероховатым кирпичом, темно-терракотовая палитра которого оживлена лишь редкими вкраплениями светло-бежевых оттенков, тогда как верхний обшит панелями из матового металла.

Надо сказать, что и в переводе на камерный масштаб частного дома эта тема многослойности звучит очень убедительно: достаточно брутальное кирпичное основание заставляет вспомнить крылатое «мой дом – моя крепость», тогда как визуально более легкий верх цвета металлик будит созвучные нашему времени  технократические ассоциации (а когда стоишь под консолью, на языке и вовсе вертится пресловутое «под крылом самолета»).

Внутренняя планировка виллы традиционна для своей типологии. На первом этаже расположились столовая с кухней, гостиная с камином, санузел, гардеробная и кабинет, на верхнем – три спальни. Единый для обоих этажей блок имеет площадь всего 70 квадратных метров, и его центральным элементом предсказуемо становится лестница. По контрасту с лаконизмом внешнего архитектурного облика и минималистскими интерьерами, лестницу авторы проекта решили как скульптуру с очень выразительной и насыщенной пластикой. Ее винтовая форма подчеркнута с помощью закрученных в тугую спираль ограждений, выполненных из цельных листов металла, а яркий белый цвет делает лестницу акцентом, который не только предопределяет интерьеры общественных зон, но и хорошо заметен снаружи, при подходе к дому, привнося дополнительную интригу в его архитектурный облик. 

http://www.archplatforma.ru/index.php?act=1&catg=37&nwid=3840